Главная | Регистрация | Вход Вы вошли как Гость | Группа пользователей «Гости» | Добро пожаловать, Гость Суббота, 23.09.2017, 23:10
Главная » 2012 » Февраль » 22 » Куда утекают шутки. Мои мысли
Дата добавления: 22.02.2012, 01:16
Куда утекают шутки. Мои мысли
На АМиКе появилась статья, затронувшая одну из главных нынешних проблем КВНа. Она называется «Куда утекают кавээновские шутки, и что с этим делать? Два больных вопроса для КВН. Крик». В комментариях к ней принимаются советы и мнения. Я было тоже хотел оставить небольшой комментарий, но немного расписался. Поэтому выкладываю мнение здесь.
 
Действительно одна из сложных проблем сейчас. Похлеще проблемы воровства друг у друга :)
Копировать и цитировать то, что понравилось, народу не запретишь. И ограничивать это бессмысленно. Да это и странно, ведь по большому счету все стремятся к тому, чтобы шутки нравились народу.
 
Я вижу две основные проблемы.
 
Первая — относительно серьезная — стирание авторства и замена его штампом «народное творчество». И использование шуток как народных. Что сказать — нужно обеспечить возможность максимально сохранять авторство. Увидели или услышали шутку и знаете команду, ее озвучившую? Напишите администрации сайта/радиостанции/печатного издания (будем обобщенно называть их всех «пользователями»). Сайты, как правило, идут навстречу (не раз слышал, что копирайты на башорге проставляли). С радио, думается, примерно такая же система. Но если ролик на радио можно перезаписать и на сайте текст подправить, то газета-то уже напечатана и «опровержение/извинение» вряд ли последует... Как быть? — Вопрос...
Формально закон на нашей стороне. Если ты получаешь деньги или просто «раскручиваешься» за счет обнародованных шуток, будь добр либо ставить копирайты, либо доказывать, что шутка твоя. Но проблема опять же в стирании авторства на предыдущих этапах «путешествия» шутки. Если до «пользователей» шутка чаще всего доходит уже без авторства как народная, то кто додумается ставить копирайт на «народ»? И получается, что даже если соблюдать авторское право, «штрафовать» и наказывать, то за что? — За то, что газета/радио/сайт не знали, что шутка не народная, а КВНовская. Тогда «пользователям» тоже нужно пробивать материал через защиту на АМиКе. В то время как я согласен с тем, что защиту эту стоит СКРЫТЬ от посторонних, а газеты/радио/сайты входят в число этих посторонних.
Тогда возможен обратный вариант. «Пользователи» должны предварительно, перед обнародованием, присылать материал АМиКу на «модерацию», проверку на предмет пересечений с защищенными шутками. Но звучит это абсурдно. А если и не абсурдно, то — как это реализовать, когда поток юмора огромный? Какой человек будет все эти шутки, присланные на проверку, пробивать через защиту? Да и справится ли с этим один человек?
Как поступают в издательской сфере? Если ты используешь чужие мысли, то варианта два. Первый — ты переписываешь эти мысли своими словами. Ибо авторским правом охраняется форма (конкретный набор слов и букв), а не идея или концепция. Этим мне, кстати, не нравится наше авторское право — я не вижу вариантов, как можно защитить, например, настольную игру. Второй вариант — ты цитируешь первоисточник. Заключаешь в кавычки или записываешь как косвенную речь — без разницы, главное — указываешь конкретное имя. И в том и в другом случае такое использование чужих мыслей не считается плагиатом. Если же у кого-то возникнут претензии (мол, плагиат), то их предъявят издательству. Оно же в свою очередь в авторский договор включает положение о том, что автор обязуется выплатить компенсацию издательству, если будет уличен в плагиате. Поэтому авторы осторожно относятся к «набору букв» в своих текстах. Но для книжной сферы плагиат измеряется не одной тысячей знаков, а у нас речь идет буквально о предложении. Поэтому если применять издательскую практику по аналогии, то не факт что за скопированную шутку можно выбить компенсацию хоть с кого-то. Тем более, как я уже говорил, если «пользователи» заведомо не знают о том, что шутка авторская, они должны считаться невиновными.
Как бы это странно ни звучало, интересно узнать практику и мнение «Ералаша», «Кривого зеркала», «Камеди» и прочих юмористический проектов. Ведь по большому счету проблема у нас с ними общая: шутка без ведома правообладателя попадает туда, где правообладатель ее видеть не хотел бы без указания авторства.
 
Вторая проблема серьезнее — карьера команд, «спаливших» материал в АМиКовской защите. Что возможно сделать с нашей стороны? Ну разве что закрыть защиту материала для непосвященных, это логично и мне тоже несколько дней назад приходило в голову. Тогда отчасти поток копирования ослабнет.
В остальном это проблема психологии зрителей (хотя с их точки зрения — проблема ли?). Они могут услышать шутку на игре и после этого запостить ее у себя в твиттере или вконтакте, и тут ни в какую защиту лезть не надо — шутка ушла в Сеть без защит. Пока в голове одно решение — пусть ведущий просит зрителей: если нравятся какие-то шутки и вы, дорогие зрители, хотите их выложить, выкладывайте их с копирайтом команды. Пусть уж если и уйдет шутка в народ «раньше положенного», то уйдет с четким обозначением тех, кто ее озвучил. Пусть хоть не будет обидно за то, что она потеряна для эфира. А дальше — проблема совести тех, кто эти шутки по цепочке будет копировать.
Самым разумным решением остается только написание нового материала на каждую игру без оглядки на архив. Но, как мне кажется, даже в межрегионалках иногда со сцены могут прозвучать такие вещи, которые достойны рано или поздно дойти до «Вышки». Я знаю как минимум две шутки из Высшей лиги, придуманные командами, еще когда те играли в МСЛ. Получается, что остается пробивать свои шутки не только через АМиК, но и просто через поисковики. Если шутка всплыла как ваша, озвучивайте. Если всплыла как народная, то либо придется отказаться от нее как «баяна», либо переформулировать ее так, чтобы в новой форме она не воспринималась как «баян».
 
Итого:
1. Нужно закрыть защиту шуток и предоставить доступ только компетентным людям — представителям команд и редакторам.
2. Ведущие на играх и болельщики в своих фан-группах должны постоянно просить сохранять авторство цитируемых шуток за командой. Всеми силами вдолбить в каждую головы каждому, что если шутка уходит в народ, то должен сохраниться первоисточник.
3. «Пользователи» (сайты, газеты, радиостанции) должны либо «пробивать» материал через защиту АМиКа, либо присылать его тем людям, которые сделают это за них. И не обнародовать шутки до тех пор, пока проверяющий не даст добро. Даже для газет, которые печатаются быстро, это вполне реально, если наполнение рубрики «Шутки» согласовывать не за день до сдачи в типографию.
4. Команды не должны держаться за архив или уметь грамотно его переделывать.
 
Многое из написанного кажется сумбурным. Но как знать — может быть, что-то нужно реализовать. И удастся реализовать.
Просмотров: 1414 | Рейтинг: 0.0/0
Система Orphus
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]