Главная | Регистрация | Вход Вы вошли как Гость | Группа пользователей «Гости» | Добро пожаловать, Гость Суббота, 23.09.2017, 23:09
Главная » Статьи » Начинающим КВНщикам » Сочинский фестиваль

Сочинский фестиваль: некоторые соображения о сценарии
Невозможно изложить типовую «формулу» сочинского сценария, тем более что в Сочи надо удивлять, в том числе нетрадиционными схемами. Но в целом можно выделить какие-то принципиальные моменты и часто встречающиеся ошибки. Об этом и поговорим.
 
Хронометраж. С 2011 г. изменились требования к хронометражу выступления. Если команда не играла прошедший сезон в официальных лигах или приехала в Сочи в первый раз, то теперь ей дают на выступление всего 3 минуты. Командам, поигравшим в официальных лигах и приехавшим в Сочи не впервые, дают, как и раньше, 4 с половиной. В странном положении оказываются те молодые команды, кто сумел попасть в официальную лигу минуя предыдущий Сочинский фестиваль, — получается, что они одновременно и приехали впервые, и уже поиграли в «официалке». Такая ситуация чаще всего возникает в отношении подразделений лиг, где существует более высокая квота на количество команд, не принимавших участие в Сочинском фестивале (например, МСЛ-2 и МСЛ). В большинстве случаев, скорее всего, этим командам все равно дадут 3 минуты. В отношении МСЛ-2 и МСЛ штаб этих лиг разъяснил: те, кто не дошел до полуфинала, выступает 3 минуты, полуфиналисты и финалисты — 4:30.
Компонуйте программу исходя из этого хронометража. Он дается не для того, чтобы ограничивать свободу команд, а для того, чтобы хоть как-то регламентировать фестивальное время, которое никогда не бывает резиновым. По истечении отведенного временного отрезка прозвенит будильник, который и вам будет мешать, и зрителей будет отвлекать. Тем более что опытные редакторы, которые будут вас осматривать, определят уровень вашей команды и за одну минуту. Так что нет смысла выступать дольше отведенного. В конце концов, просто уважайте труд редакторов: им нужно оценивать не одну вашу команду. В общем, совсем новичкам — 3 минуты, более опытным — 4:30. В идеале в конце этого отрезка вы должны выходить на коду или на поклон.
 
Старый или новый материал? По традиции молодые команды приезжают в Сочи с набором лучших номеров, написанных за сезон. Здесь нужно показать себя с выгодной стороны — отыграть не обычную, а лучшую из возможных ваших визиток! Показывать что-то новое, необкатанное — это довольно большой риск, которому лучше не давать места на фестивале. Соберите вместе проверенные, стопроцентные номера, которые вам нравятся больше всего из написанного и которые, как вы надеетесь, понравятся больше всего редакторам.
Можно, конечно и поэкспериментировать: полностью сменить стиль, поменять название и т.д. Некоторые даже намеренно делятся на две команды, выступают два раза и уже в зависимости от результатов «половинок» выбирают дальнейший путь развития. Но прежде чем решаться на такие эксперименты, подумайте: насколько вы уверены в успехе? Сможете ли вы «поднять» два выступления вместо одного? Или же, может быть, лучше сконцентрироваться на компоновке одного, но более сильного? И кстати в связи с этим совет на все время. Пишите за сезон такой материал и столько материала, что из него можно было бы без проблем составить достойное сочинское выступление. Просто иногда так бывает: команда вроде бы отыграла хороший сезон, а потом понимает, что в Сочи везти нечего, — либо не настолько смешно, чтобы было хорошо воспринято в этом зале, либо не подходит под «формат» Сочи («грязноватая» тема и т.д.). Особенно в этом смысле чревата игра на основе архивов предыдущих лет, которые вы уже могли отвозить в Сочи.
Сбалансированная компоновка. В определенном смысле сочинский сценарий составляется не для зала, а для редакторов. Именно они будут принимать решение о том, какой статус вам присвоить (ничего, рейтинг, второй тур и т.д.), и решение это не всегда зависит от «заходимости» материала (т.е. того, как его воспринял зал).
Поэтому постарайтесь сбить, так сказать, сбалансированный сценарий — сценарий, в котором «все есть». Желательно показать себя с разных сторон: мол, вы умеете писать и коротыши, и большие номера, и выходы у вас интересные, и коды философские и одновременно веселые. Показать, что есть социальный номер, номер-«дурка», номер-«подмечалово». Что тематика у вас разнообразная. Может быть, получится продемонстрировать, что умеете писать все виды юмора: и визуальный, и текстовый, и «музыкальный». Но при этом, конечно же, делайте акцент на том, что вы больше любите писать и что у вас лучше всего удается.
Вместе с тем отмечу, что взрослая команда умеет писать не просто миниатюры, а номера. Поэтому если вы покажете вместо двадцати миниатюр, скажем, пять миниатюр и три хороших длинных номера, вас должны оценить лучше.
Также в последнее время наметилась тенденция к написанию текстового юмора. Точнее, даже не столько тенденция — политика: крен в сторону текста продиктован редакторами и А.В. Масляковым. Так что хорошие тексты — особенно если исключительно на них построено все выступление — нынче в почете. Но тут, как говорится, что вам больше самим нравится. Если вы хотите быть командой, показывающей только «визуалки», у вас тоже есть шанс.
 
Оригинальность. Помните, что по большому счету сегодня смешных команд много, а завтра их будет еще больше. И чтобы вас заметили в этой толпе, нужно быть не только смешными, но и оригинальными. Запоминаются интересные команды; команды, на которые приятно смотреть, на которые хочется смотреть больше чем 4:30. Пример Сочи-2012 — команды-сенсации «Под напряжением» и «Сборная Кавказа по вольной борьбе».
В 2010 г. на семинаре «Как играть в КВН» редакторы так рассказали об основных критериях при отборе команд в гала-концерт: «Когда мы составляем списки... мы руководствуемся следующими принципами. Если выступление настолько смешно, что не показать его просто „грех". Если команда показывает что-то новое в КВН. Если в команде замена... Ну, к примеру, в „25-ой" появился Дмитрий Шпеньков. Заявлять такую ситуацию надо сейчас, именно на фестивале. Потому что в сезоне потом будут вопросы: „Как? Откуда? Почему?" Нелогично на первой игре это показывать. Или же вообще неожиданные, сильные команды, которые никто никогда не видел» (выделено мной. — И.Б.).
 
Актерка. Сценарий должен быть подкреплен актерской игрой. Очень часто так бывает, что материал в принципе сильный, но неопытная команда его показывает неумело. В таком случае даже если этим ребятам вверить шутки тех, кто играет в Высшей лиге, то они все равно не смогут их должным образом преподнести. Поэтому просто тренируйте актерскую игру, делайте ее яркой.
 
Предварительная подготовка. Перед поездкой на фестиваль проанализируйте видео предыдущих фестивалей: какие команды и за что прошли во второй тур и гала-концерт. Может быть, это натолкнет на новые мысли по структуре сценария, стилю и т.д. Полезно будет посмотреть топ «Чудаки в Сочи» — см. в ссылках внизу статьи.
Если вы играли прошедший сезон в какой-либо официальной лиге или в сильном межфаке, попросите редакторов этих лиг посмотреть вас. Они тоже заинтересованы в том, чтобы выпускники их лиги росли и достигали успеха. Поэтому они будут только рады помочь, подскажут, как что поправить (тем более что они лучше знакомы со спецификой именно сочинских показов). Ну а если знакомых редакторов нет, постарайтесь упросить кого-нибудь из опытных КВНщиков посмотреть на вас. Взгляд «специалиста» никогда не будет лишним, тем более перед таким ответственным выступлением.
 
Совершенствование сценария непосредственно в Сочи. Отсматривайте команды, которые выступают до вас, подмечайте заезженные темы (каждый год они разные!), заезженные отбивки, заезженные ходы. Чем меньше будет клише в вашем материале, тем лучше. Я уж не говорю о риске буквального повтора одной и той же шутки, а при такой высокой концентрации команд в одном месте и это случается.
Чтобы обеспечить себе возможность совершенствовать сценарий, заранее, еще до приезда на фестиваль, подготовьте и распечатайте архив ваших шуток (талмуд). Подчеркну: в идеале это должна быть распечатка. Флешка или ноутбук с файлами могут чудесным образом пропасть или сломаться.
Также возьмите с собой весь архив звуков. Он может пригодиться тогда же — при работе с редакторами перед вторым туром и оперативном изменении сценария. Вместе с тем, если по выступлениям других команд вы почувствуете, что ваша отбивка будет звучать «избито», у вас появится шанс заменить свои звуковые файлы еще до выступления в первом туре.
Аналогично заранее, перед «Сочи», просчитайте, не понадобится ли вам в случае замены номеров какой-либо реквизит из уже имеющегося.
 
Уровень сценария и потенциал. Что бы вы ни делали, на фестивале вы покажете свой реальный уровень. Редакторы выразят его в отсутствии оценки, рейтинге, повышенном рейтинге или допуске во второй тур. А это не только и не столько оценка исключительно показанного материала; но еще и оценка перспектив команды на ближайший сезон, т.е. того уровня лиги, в которой она будет чувствовать себя комфортно. Это уровень и не слишком низкий (слабые команды неинтересно обыгрывать), и не самый высокий (сильные команды могут растоптать ваш КВН-коллектив). Это уровень, на котором команда сможет играть стабильно весь сезон, а не вылетит в первой же игре под натиском более сильных соперников. Имейте это в виду и не расстраивайтесь, если на зашли на зал так, как рассчитывали. Но и не расслабляйтесь, думая, что если есть фишка и какой-никакой материал, то повышенный рейтинг у вас в кармане. Все зарабатывается трудом.
Кстати, реакция зала не всегда отражает ваш реальный уровень.

Из уголка редактора на amik.ru
Вопрос: У меня к вам вопрос по поводу команды «...». Если вы не помните, то у них была отбивка, под которую весь зал поднимал руки и скандировал ХЭЙ!!!! Я игрок этой команды, и меня смутил тот фактор, что команде не дали даже рейтинг! Можно узнать причину?
Ответ: Реакция зала не всегда отражает истинное творчество команды. А решение по рейтингам принимается коллегиально всеми редакторами и, если хоть один редактор за то, чтобы дать команде рейтинг, то она обсуждается дополнительно.

Из уголка редактора на amik.ru
Вопрос: Хотел узнать ваше мнение о команде «Особое положение» (ну те, что выступали в костюмах человека-паука, арбуза, корова и т.д.). Просто о них писали много, а в итоге ни в какой рейтинг не попали. Это было неформатное выступление или просто несмешное?
Ответ: Это действительно было неформатное выступление, которое порадовало тусовку. Если за такое выступление давать рейтинг, то это означает признание такого стиля в КВН и на следующем Фестивале с подобным неформатом радовать тусовку ринется не один десяток молодых команд. Мы считаем подобный «космос» исключительно «внутряковым» (при этом повторим: «космос космосу рознь!»). Если ребята из [упомянутой команды] сделали правильные выводы, то у них все будет нормально, поскольку помимо спорного стиля, у них таки была еще и литература (тоже «космическая», правда).
 
Если вы думаете, что для команд, уже достигших высот в КВНе, на Сочинском фестивале открыты все дороги, то вы ошибаетесь. Для них каждый «Сочи» тоже является испытанием. Да, им во многом легче. Но эти команды тоже должны доказать и придирчивым коллегам по игре, и редакторам, и обычному зрителю, что они растут и развиваются. В какой-то момент молодому коллективу дают шанс проявить себя в телевизионном КВНе, а потом может случиться так, что команда выше определенной планки прыгнуть не способна. И как раз Сочи может либо окончательно убедить редакторов в этом, либо «сломать» сложившееся впечатление.

 
Читаем по теме:
Категория: Сочинский фестиваль | Добавлено: (03.02.2012, 03:02) | Просмотров: 2472 | Рейтинг: 0.0/0
Система Orphus
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]